Мы даже не думали о том, чтобы отправится в этот трек. Казалось, что в нашем путешествии мы уже выполнили план по восхождениям в треке на перевал Чандракани. И собирались проводить время в Ле в лености и созерцании гор не прикладывая к этому больших усилий. Да и зачем? Мы были в горах и горы были повсюду. А еще мы собирались посетить учение Далай Ламы в соседней долине Нубра. Так что трек в наши планы точно не входил.

Но ленивые планы были на голову разбиты с приездом в Ле наших друзей Светы  и Володи, которые своим приездом сделали нам сразу два подарка. Во-первых, потому что приехали проводить отпуск в Ле. А во-вторых, потому что убедили нас, что гораздо больше открытий мы получим пойдя с ними в четырехдневный трек, чем пытаясь разглядеть и услышать в огромной толпе Далай Ламу.

Несмотря на то, что наше путешествие было совсем не скучным и полным приключений, но именно эти четыре дня оказались для нас самым большим переживанием, самыми красивыми, запоминающимися и вдохновляющими.

Сложно передать словами и фотографиями, то что мы видели и пережили, поэтому решили добавить еще музыки, слушая которую каждый раз вспоминаем Гималаи и трек из Спитука в Чиллин.

День первый

Рано утром мы погрузились в джип и доехали до старта трека — Спитук. Спитук оказался маленькой деревенькой вокруг монастыря (Spituk Gompa), буквально в 20 минутах езды от Ле.

Вообще, нас клятвенно уверили, что этот трек самый легкий трек, который можно себе придумать в Гималаях. Baby trek — как сказали в агентстве. Сначала все именно так и выглядело. Мы шли тропинками, которыми ходят каждое утро местные жители по своим делам. Дорога была ровной.

Через 20 минут от начала пути мы вышли к великому Инду. Простите за пафос, но честное слово, сложно подобрать другой эпитет для реки, имя которой не однократно упоминается в самих Ведах, в том числе как “колыбель Индии”.

Мост через Инд, был последним указателем (не считая военных баз) на эпоху высоких технологий. Следующие четыре дня нас окружали горы, которым все равно какая сейчас эпоха, дома, которые были построены может быть и не больше ста лет назад, но выглядели так же как дома, которые строили тибетцы и ладакцы сто, триста и наверное пятьсот лет назад.

Когда перешли мост, местность очень изменилась. Больше не было зелени, домов и почти не встречались люди. Почти, то есть совсем. Вот тут мы почувствовали, что наши приключения начинаются и вряд ли это будет прогулка по окрестностям Ле. Вокруг была пустыня и горы. Очень красиво и необычно.

А это палатки дорожных рабочих, которых мы впрочем не видели. Палатки сделаны из парашютов. А потемневшие они от того, что внутри разжигают огонь. Ночью на высоте 3600м даже летом довольно холодно.

Вначале пути мы видели много военных баз. Митя здорово пошутил на эту тему: “Пройди трек Спитук—Чиллин и сфотографируй все военные базы Индии.”

Но вот с горизонта пропали все военные базы, палатки дорожных рабочих и мосты и мы оказались наедине с горами.

Дорога была совсем ровной и в наши души закрадывалась вера, что это и правда baby trek.

Но потихоньку дорога уходила все глубже в горы и вверх. Мы шли уже несколько часов и начали уставать. Но вообще нам жутко повезло, что день был облачным. Посдоль дороги не встретили ни одного дерева и куста, так что будь на небе солнце нам бы пришлось не легко.

В какую бы сторону мы не посмотрели — кругом были горы, камни и пустыня. Очень интересно было чувствовать первый настоящий отрыв от “цивилизации”. Потом это чувство много раз трансформировалось за четыре дня. От ощущения полного восторга, что мы далеко от людей, городов, компьютеров и телефонов, до испуга и чувства безысходности (по крайней мере у меня, когда я подумала про аппендицит:).

Какой же восторг испытали мы когда встретили первый караван! Нет, не потому что среди лошадей и осликов был живой человек. Наоборот! Что мы в настоящих горах и мы встретили настоящий караван! Мы еще не знали, что встретим наверное целый десяток караванов на своем пути!

Наш проводник Тити (на самом деле это сокращенное имя от его настоящего, которое произнести для нас было невозможно) заметив первый оазис, предложил пообедать. Кто бы отказался! На тот момент мы были в пути уже 6 или 7 часов и быстренько съев походные печеньки, разлеглись отдыхать прямо на камнях. Камни оказались не такими уж и жесткими, если хорошенько устать.

Долго отдыхать было нельзя, уже была вторая половин дня, а в горах самое важное дойти до лагеря за светло. Так что несмотря на усталость двинулись дальше. Уже почти не разговаривая, каждый сосредоточился на своих мыслях и наблюдениях.

А наблюдать было за чем. Например, горы. Вот, если посмотреть на Гималаи издалека, то наверное сложно представить себе что-то более мощное и вечное. Но оказывается, если смотреть на горы совсем близко, то замечаешь, что они очень хрупкие. Поверьте, это наводило на более, чем философские размышления о сущности вообще всего. Ведь, если сами Гималаи так хрупки и нежны, то что говорить о нас, о наших жизнях…

Но долго философствовать не приходилось. Дорога из очень ровной и широкой превратилась в узенькую тропинку, по которой с трудом мог пройти один человек. К тому же эта тропинка норовила убежать из под ног, так как состояла из осыпи как на фотографии сверху. Это быстро возвращало нам тонус.

Когда мы уже практически добрались до лагеря, то увидели, что по этой тропинке с осторожностью идет караван.

И животным явно было не по себе.

Направо пойдешь — коня потеряешь. На самом деле это очень радостный для нас указатель. Значит мы совсем рядом с лагерем. На камне написано, что аренда места под палатку в лагере стоит 100 рупий. Правда, наш трек не предполагал ночевку в палатках (именно поэтому у нас было так мало вещей с собой). Мы должны были остановится в доме у местных жителей. Это очень здорово по многим причинам, во-первых, не надо нести много груза, во-вторых и во-многих, это же жутко интересно провести ночь в настоящем доме горных жителей. Увидеть и почувствовать их быт, есть еду, которую едят они. А Тити нас обрадовал, что дом совсем рядом с лагерем.

Лагерь оказался пустым в этот день. Зато мы были приятно удивлены тем, что мусор собирается раздельно. На табличках написано в какую из “тряпочек” бросать стекло, метал, бумагу или пластик. Не правда ли, оригинальное решение?

Вечное меню. Оно вечное не только потому что написано масляной краской на камне, но и потому что оно такое на всех перевалах и во всех лагерях: кока-кола, сок, пиво, ром, чай, печенье и растворимые супы.

Здесь мы встретили первого местного жителя. Он пастух. Его семья скорее всего живет в доме, в котором мы собирались остановится на ночь. Потому что других домов в девяти часах ходьбы в одну сторону и восьми в другую просто напросто нет.

Восхитительно лицо! Если присмотреться, оно очень гармонично с Гималаями. Они одно целое. Лицо и Гималаи.

И вот наконец дом, где мы проведем первую ночь. Честно сказать, с первого взгляда мы немного испугались, показалось, что у дома нет крыши! Но нет, крыша оказалась на месте. Просто дом постоянно строится, расширяется и надстраивается.

Отдохнули совсем чуть-чуть и Тити позвал нас осмотреть дом, выпить чаю и посмотреть на хозяйство.

Дом состоит из большой кухни-гостиной, где главное место отведено жутко красивой печи, на которой готовят всю едут, кипятят чай. Она же отапливает эту большую комнату.

Вдоль всей стены стоит посуда. Очень много посуды! Мы спросили для чего она и как часто используется. Выяснилось, что это что-то вроде сервантов с хрусталем в советское время. Посуду дают в приданное и потом она стоит как украшение всю жизнь и ей почти никто не пользуется.

Помимо кухни-гостиной, в доме несколько маленьких спален, в которых в основном на полу лежат очень толстые матрасы и есть дырка в потолке, чтобы зимой можно было отапливать комнату печкой. Больше в спальнях ничего нет. Да в общем и не надо.

Внутренний двор выглядит немного разрушенным, но поверьте, если присмотреться все лежит на своем месте и у всего есть свое назначение. Этим в основном и отличается наш быт и быт горных людей. В их быту нет места ничему лишнему и декоративному, если что-то где-то лежит, то значит оно по-настоящему нужно в хозяйстве (ну, не считая посуды).

Детские овцы. Им пока еще рано пастись со стадом, поэтому они живут рядом с домом.

Когда мы обошли всю территорию вокруг, оказалось, что дом не такой уж и маленький. На внешней стене висит оберег.

Вот так выглядят дом и хозяйство со стороны.

После того, как познакомились с домом и хозяйством, Тити предложил нам прогуляться до еще одного лагеря.

По пути встретили странное сооружение. Выяснилось, что это место для кремации.

В этом лагере, в отличии от первого, жизнь била ключом. Во всю работал буфет с упомянутым выше ассортиментом. И как раз подошли ребята, которые шли в долгий трек с палатками, лошадьми, посудой и целой толпой шерп.

“Да у вас конь не валялся!” Эта поговорка здесь не подходит:)

Все караванные лошади готовы ко сну.

И мы тоже вернулись домой. Скоро солнце село и даже если бы мы не были смертельно уставшими нам бы ничего не осталось как лечь спать. Электричества сюда пока не завезли.

На следующее утро встали в шесть утра и отправились дальше в путь. И это было начала дня, когда мы окончательно поняли, что этот трек совсем не baby. Нам предстояло перейти вброд восемь жутко холодных и быстрых рек и ручьев, подняться на высоту 4100м, чтобы переночевать там. А еще в этот день мы попали под дождь и потеряли наш обед, но об этом точно в следующем посте.

Ну и напоследок, неожиданный момент встречи с родиной на высоте 3800м:)