Сколько мы боялись этой дороги, сколько переживали и ждали ее. Но оказались все равно не готовы.


Началось все с того, что мы решили ехать в Ле из Наггара 4 июля, а 3 июля в долину Куллу пришел мунсун. Что тут началось! Проблема заключалась в том, что первый перевал на пути в Ле – Ротанг, примыкает прямо к долине Куллу и когда начинаются ливни его просто напросто размывает. Причем размывает так, что ни автобусы, ни джипы, ни даже ослики пройти не могут. Так как дорога является стратегически важной для Индии (она ведет к границе с Пакистаном) ее в обязательном порядке ремонтируют, но горы и погода дело не предсказуемое. Дождь кончился, пришли военные, начали ремонт, дождь продолжился, через пять минут все размыло.

В общем, 4 июля с утра мы узнаем, что Ротанг закрыт. У нас вещи собраны, мы даже рюкзаки разбирать не стали…так и прожили два дня на рюкзаках. Через два дня в Наггар приходит слух, что Ротанг открыт. Ура! С утра хватаем рюкзаки, прощаемся в очередной раз с нашими дорогими Миррой и Паппу и мчим в Манали, откуда идут автобусы и джипы в Ле. Приезжаем на автовокзал, а погода ни чуть не лучше, чем пару дней назад, и сразу же узнаем, что перевал закрыт. Черт! Теперь уже обратной дороги нет и придется ждать открытия дороги в неуютном Манали. На автовокзале встретили ребят из Европы, которые тоже пытались уехать в Ле. Они предложили нанять джип. А вдруг не все так плохо и джип проедет? Тогда мы еще не знали масштабы обычных разрушений на дороге. В общем, с джипом тоже ничего не вышло. Промокшие насквозь, нашли гостиницу в Манали. Вещи не сохнут, за окном ливень стеной. Прожили еще два дня в Манали, опять таки с не распакованными рюкзаками. На следующий день прошел слух (да, да! Только по слухам и можно узнать состояние дороги на Ротанге), что Ротанг ночью откроют и якобы в два часа ночи поедут первые автобусы. Кинулись проверять по всем турагентствам. Действительно автобусы будут, но мест уже нет. В конечном итоге находим свободные места, покупаем билеты без гарантии. То есть Ротанг обещают открыть в ночь, но откроют ли только Шиве известно. А что делать, если не откроют? Ну вернетесь назад. Но вы не переживайте! Должны открыть! Ох как зыбко звучит из уст индийцев это “Должны открыть”! Но что делать? Берем билеты, в два часа ночи садимся в автобус. И вот уже кажется, что цель наполовину достигнута! Мы уже сели в автобус, прождав этого момента 4 дня! А там будь, что будет!


И все таки мы поехали. К тому моменту, как мы выехали на горную дорогу, мы уже забыли боятся. Слишком много эмоций было потрачено на процесс старта:) Да и что. Горная дорога как горная дорога. Ну да обрывы, ну да ночь и вокруг пропасть. Ну и что? Главное мы едем! Так что все познается в сравнении.

Но счастье наше было не долго. К шести утра мы добрались до перевала Ротанг. И встали. Ротанг был закрыт. Наш водитель тут же устроился спать, что дало нам надежду думать, что закрыт Ротанг не надолго и уж назад мы точно не вернемся. Стали ждать. Информации никакой.


Рассвело и под нами открылся невозможный вид! Такой красоты мы еще не видели! Но было очень холодно. Выбегали сделать пару кадров и назад в автобус.


Время шло. Очередь росла. Но никакого движения вперед. И никаких новостей о том когда.


Море туристически автобусов, в которых в основном ехали местные, так как государственные автобусы (на которых мы тоже собирались ехать) не выходили на маршрут уже несколько дней.


Но вот и первые ласточки. Точнее первые бульдозеры. Появилась надежда, что вот сейчас они “быстренько” все расчистят и мы поедем.


Но нет. Прошел еще час, потом два, четыре часа, а мы все стояли на месте. Все смотрели в небо, потому что еще вчера был дождь и если он пойдет сегодня, то вполне вероятно, что мы никуда не поедем. Причем в Манали тоже не вернемся.


И опасения наши были вполне оправданы. Обратите внимание на качество грунта сбоку и внизу. Вряд ли это все надолго задержится при хорошем ливне. А мы стояли как раз рядом с предыдущим обвалом. А сзади очередь из машин в полкилометра, которым ну никак не развернуться назад.


Не зря опасались. Время приближалось к обеду и небо стало затягиваться облаками.


Прошло пятнадцать минут и мы перестали видеть, что там за обрывом.


Облако полностью накрыло нас и мы оказались окружены маленькими холодными каплями. Но облако принесло с собой не только сырость и холод. Из тумана, на встречу нам стали выезжать военные машины. Значит дорогу открыли! Время уже было около трех часов дня, когда поехали первое машины с той стороны.


Но мы рано радовались. Оказалось, что нам придется пропустить сначала встречное движение. Выяснилось, что с той стороны люди стояли трое суток! Ох как мы их понимали. Наше ожидание уже заканчивалось, а по сравнению с ними мы вообще можно сказать не ждали – ха, какие-то 13 часов.

И все таки, мы поехали. Уже уставшие и измученные, пересекли перевал Ротанг.


Через три часа пути после Ротанга у нас был первый привал. Так как мы не ели почти сутки, все накинулись на еду. Это была последняя нормальная еда в горах. На всех остальных привалах и приютах готовили так, что лучше было невыпендриваться и покупать просто печенье с водой.


Вот мы усталые, но жутко довольные. И все таки немного напуганные. Не будем врать, что мы такие храбрые и дорога нас совсем не пугала. Нет, конечно, было страшно. Страшно на крутых поворотах, страшно, потому что под колесами не дорога, а направление из камней, страшно, потому что наш юный непальский водитель гнал так, что встречные бензовозы только и успевали притормаживать перед нами. Но все таки главное было то, что мы едем!

Изначально маршрут у нашего автобуса был рассчитан так, что мы должны были ехать без остановки на ночь. Но так как все, включая водителя, были измучены ожиданием на перевале, мы все таки остановились на ночь в Дарче, совсем рядом с Кейлонгом. И Слава Богу, потому что до Дарчи мы ехали уже по темноте. И хоть дорога в этом районе очень хорошая (асфальт с разметкой, а не камни) – ехать было очень жутко. Фары высвечивали впереди только пропасть, и мы только успевали закрывать глаза на крутых поворотах.

Ночевали мы в самой настоящей палатке. Точнее огромном шатре, где стоит 10-15 кроватей. На каждой кровати лежит одеяло толщиной с хороший матрас. Ночью температура может стремится ближе к нолю, так что одеяла нам очень пригодились.


Вот так выглядят кровати. Это специально построенное здание для ночевок, но по сути тоже самое, что и наш тент. Водители же и некоторые местные спали просто в спальниках на улице или в автобусах.


А вот столовая или просто кухня.

До места нашей ночевки мы проехали не больше четверти пути, то есть основной путь пришелся на второй день. В этом было счастье, мы очень переживали, что всю красоту дороги не увидим из-за темноты, но нам повезло. Хотя иногда хотелось, чтобы некоторых участков дороги не было видно:)

Дальше практически все фотографии сделаны через лобовое стекло автобуса, так как на большей части дороги останавливаться было нельзя. Так что просим прощения за качество фотографий, но не показать их мы не можем.


Сразу за Ротангом исчезла растительность и вокруг нас были только камни. Но здесь, после Дарчи началась настоящая пустыня, которую мы так много раз видели на фотографиях и картинах. Но увидев это своими глазами, мы можем точно сказать, что ни одна самая красивая картина и фотография этих мест не смогла передать настоящую красоту и мощь!


Дорога началась с военной базы. Это потом в Ладакхе мы привыкли к ним, а пока проверки документов были не привычны. Всего у нас забирали документы раза три за всю дорогу.


С документами все было в порядке и помчали. Не все получалось фотографировать, потому что очень часто покрытие дороги было такое, что приходилось держаться двумя руками за кресло. Но оторвать взгляд от окна было невозможно.


Иногда на дороге встречались камушки, которые Слава Богу скатились чуть раньше нашего прибытия к этому месту. Наш водитель, не сбавляя скорости, объезжал по краю все препятствия и только крайняя усталость помогала держать себя в руках:)


Первое кафе на пути, глубоко в горах. Можно размять ноги, выпить мутного чаю и отдышаться.


А дальше начался ледник. У одного из автобусов нашего каравана пробило колесо и мы встали среди снегов. Вот так каждую весну, то есть каждый июнь в горах военной техникой расчищают дорогу. Мы ехали 9 июля и обычно к этому времени ледники значительно меньше, но в этот раз весна задержалась.


Ощущения не передаваемые! Дорога уходит то в скалы, то в облака. Горизонта не видно.


Вот кошмар всей нашей жизни! Даже на равнине пересекаться с этими чудовищами страшно, но в горах это отдельно ощущение!


Дорога иногда теряет тонус и превращается просто в лужи и грязь. Но оно и к лучшему в горах! Потому что ехать можно только очень медленно и есть надежда, что все таки не упадешь с обрыва. Когда же покрытие становится более ли менее хорошим, все начинают гнать автобусы, бензовозы, грузовики и… В общем, в горах точно работает: тише едешь дальше будешь.


Хотя вот даже плохое покрытие не помогло.


В автобусе тишина. Местные в основном спят, так как сотый раз едут по этой дороге. А мы молчим не в силах говорить от красоты вокруг и страха.


Спереди сидеть очень волнительно. Водитель то знает, что вон та тропинка с резким поворотом вполне пригодна для прохождения его автобуса. А мы этого не знаем! Потому что выглядит это все издалека как тропинка для ослов или даже, нет, для кошек!


Знаменитый Killing Sarai (Убивающий Сарай*). Вообще, ситуация с населенными пунктами на дороге Манали – Ле следующая – их там практически нет. Поэтому в карты и атласы занесены любые точки, где есть хотя бы один дом, горячий чай и полканистры бензина. Вот также и Killing Sarai, вон те два “дома” все, что есть в этом населенном пункте отмеченном на карте. Но поверьте, это уже что-то когда ты едешь один и несколько часов вокруг только скалы.

* Сараем – раньше, да и наверное сейчас называют пункты отдыха караванов. То есть название объяснимое, но почему он убивающий?


Дальше мы проезжали через горные реки. Нам повезло, весна началась поздно и ледники только начали таять, так что воды в реках было еще совсем мало.


Подъезжаем к следующему населенному пункту. На дороге встречаются одинокие странники и ослики.


Расстояния до населенных пунктов и перевалов. До Ле еще целых 250 км и это не 3 часа как по прямым дорогом. Отсюда мы ехали еще часов шесть.


Пасмурная погода делала окружающие пейзажи еще более неземными. Иногда не верилось, что мы все еще на той же планете.


Вот такие башни и замки вытачивают ветер и вода.


Дорога опять испортилась, но это нам только на руку. На встречу едут военные грузовики. Их в этом районе Гималаев очень много, так как рядом границы и не самые спокойные. Военные машины всегда пропускают, сколько бы их не было. И обычно их очень много не меньше 15-20 в караване. Они проезжают мимо, обдавая пропускающие машины грязью и пылью. Так что в Ле мы приехали как 2 замарашки, покрытые гарью и пылью.


А это стиль вождения нашего водителя. Подъехать близко – близко к бензовозу и начать истерично гудеть, хотя ему (бензовозу) деться некуда, дорога очень узкая. Так он и гудел пока, бензовоз не находил места на дороге чтобы нас пропустить.


Очередной кошмар. Две Таты на дороге! Зато на этой фотографии хорошо понятна ширина дороги и это не самый узкий участок.


Через несколько секунд, после того как был сделан этот кадр, мы проехали воооон по тому узенькому участку и бодро вошли в поворот.


Творения ветра.


Целые скальные города.


Добрались до очередной стоянки со всеми удобствами.


Честное слово, кока-кола и лапша “Магги” вкуснее, чем все что готовят там. Но все равно, как же приятно отдохнуть от автобусного кресла!


Мы уже подъезжаем. Остался один (правда самый высокий) перевал и 3 часа дороги. Картины за бортом такие, что мы все с трудом сдерживаем себя чтобы не вывалиться в окно и не начать фотографировать и орать от восторга:)


Тут нам в очередной раз повезло. Идет ремонт дороги и рабочие уже заложили взрывчатку. Чуть-чуть бы опоздали и опять пришлось бы ждать пока дорогу расчистят.


А вот и самый высокий перевал. Стоит сказать, что мы были начитаны о том, что выше 4500 м не хватает воздуха, начинает болеть голова, тошнить и т.д. Но за все время в пути мы не почувствовали ничего кроме усталости и уже начали считать себя крутыми. Пока не доехали до этого перевала высотой 5300 м.


Водитель с неохотой остановился, чтобы мы успели сфотографироваться и через минуту уже начал подавать нам сигналы, чтобы возвращались. Сначала, мы не почувствовали ничего. Но уже через пару минут мы не знали как дойти до автобуса. Каждая клетка ощущала жуткое давление. Дышать и правда было не очень комфортно.

Когда мы вернулись в автобус, водитель с неимоверной скоростью погнал вниз, а мы почувствовали, что умираем. Жутко заболела голова, начало тошнить. Но как только мы начали терять высоту, симптомы стали отступать. Тогда мы еще не знали, что через несколько дней пешком взойдем на высоту 5000 м. Вот там было по-настоящему плохо.

* На знаке написано: “Перевал Тагланг – высота 5326 метров. Вы проезжаете второй по высоте перевал в мире. Невероятно, правда?”


Неужели до нашей цели осталось каких-то 111 км?


А эти люди работают на такой высоте. Причем они не родились в горах. Так что то что испытывает их организм при работе с кувалдой на такой высоте, даже представить себе невозможно.


Однако они продолжают улыбаться и радоваться всему увиденному как дети. Необыкновенные!


Эта фотография даже на 0,5% не смогла передать красоту и величие Гималаев с высоты 5000 м.


Мы спустились с перевала и уже оказались в долине Ладакх. Почти у цели. Впереди были разноцветные горы и два часа пути по совершенно ровной дороге, на высоте 3500 м.


Вот и первые ступы.


А вот и далекий, но теперь уже достижимый Ле, про который мы еще обязательно расскажем.

Это была наша самая длинная и самая красивая дорога. С момента как мы упаковали рюкзаки и добрались до Ле, прошло 6 дней. Четыре дня ожидания и два дня в пути. Мы съели много противорвотного и снотворного. Противорвотное работало, снотворное – нет. Но все это, и ожидание, и сложная дорога, и холод не сравнятся с красотой и величеством этой дороги. Мы обязательно поедем по ней еще раз и может быть даже не один. Пока не знаем как и когда, но обязательно поедем!

Полезная информация:

Из Манали в Ле можно уехать государственным туристическим автобусом. Он идет с остановкой на ночь и билет стоит 2000 рупий. В билет включены – завтрак и ужин.
Также есть минибасы (которым ехали мы). Обычно они идут 20 часов без остановки и билет стоит 1500-1700 рупий. Но в дороге придется потратить деньги на еду.
И наконец, рейсовые государственные автобусы. Прямого автобуса нет. Так что сначала надо ехать до Кейлонга (приблизительная цена билета 450 рупий), потом от Кейлонга до Ле (стоимость билета около 600 рупий). Но в этом случае придутся платить еще и за жилье в Кейлонге. Стоимость жилья там точно не знаем, но слышали о 400 рупий за ночь. Так что экономия получается не большая.
Мы бы рекомендовали ехать туристическим автобусом с ночевкой, так надежнее и дорогу точно из-за темноты не пропустите.

Если останавливаться в специальных приютах и маленьких селах, то стоимость ночи там – 100 рупий за кровать. Вода – 20 рупий. Магги – 60 – 80 рупий. В дорогу в любом случае стоит взять снеков и воды побольше, на случай пробки на Ротанге. Вроде бы все.

Всем спасибо! Вы только что просмотрели наш самый большой пост в мире и 58 фотографий. Невероятно, правда?:)

Share
Rylova
Written by Rylova